Заголовок сайта
Заголовок сайта

Вопрос-ответ

Какое нормативное обоснование для окончания исполнительного производства в случае невозможности исполнения исполнительного документа по спорам неимущественного характера?

          В соответствии с пунктом 4 статьи 73 ФЗ "Об исполнительном производстве" в случае невозможности исполнения исполнительного документа, обязывающего должника совершить определенные действия или воздержаться от их совершения " -исполнитель выносит постановление о возвращении исполнительного документа в суд или другой орган, его выдавший, которое утверждается старшим ". Вместе с тем статья 27 названного закона, предусматривающая окончание исполнительного производства, не содержит основания  для окончания исполнительных производств указанной категории. В то же время  возвращение исполнительного документа взыскателю в таких же случаях, предусмотренных подпунктах 3-6 пункта 1 статьи 26 ФЗ "Об исполнительном производстве" (в случаях невозможности взыскания) является основанием для окончания исполнительного производства.


          Таким образом, имеет место пробел в законодательстве об исполнительном производстве по данному вопросу, то есть отсутствие конкретной нормы, необходимой для регламентации отношений, входящих в сферу правового регулирования. Пробелы в законодательстве существуют в основном вследствие двух причин: во-первых, в результате появления новых общественных отношений, которые в момент принятия закона не существовали и не могли быть уточнены законодателем; во-вторых, из-за упущений при разработке закона. Считаю, что в данном случае, пробел обусловлен второй причиной.


          В таких случаях теория права предусматривает использование специального приема: аналогию закона, то есть применение к неурегулированному в конкретной норме отношению нормы закона, регламентирующей сходные отношения. Необходимость применения данного приема заключается в том, что решение по юридическому делу обязательно должно иметь правовое основание. Поэтому если нет нормы, предусматривающей спорный случай, следует применить норму, регулирующую сходные правоотношения.


          При окончании исполнительного производства неимущественного характера  применение по аналогии  статьи 26 ФЗ "Об исполнительном производстве", предусматривающей возвращение исполнительного документа, по которому взыскание не производилось или произведено частично в связи с невозможностью исполнения взыскателю, возможно по следующим основаниям.


          Возвращение исполнительного документа о взыскании неимущественного характера в случае невозможности его исполнения в суд или другой выдавший его орган лишает возможности его дальнейшего исполнения без повторного возбуждения. Повторное возбуждение указанного исполнительного документа невозможно без окончания первоначального исполнительного производства. Поэтому перечень оснований, содержащийся в статье 27 ФЗ "Об исполнительном производстве", не является исчерпывающим.


          Данное утверждение  косвенно  подтверждается, в том числе, наличием в статье 31.10 Кодекса РФ об административных правонарушениях перечня оснований для окончания производства по исполнению постановления о назначении административного наказания отличного от перечня оснований перечисленных в статье 27 ФЗ "Об исполнительном производстве". Таким образом, основания для окончания производства по исполнению, предусмотренные в статье 31.10  Кодекса РФ об административных правонарушениях, дополняют перечень оснований для окончания исполнительного производства, предусмотренный  в статье 27 ФЗ "Об исполнительном производстве".



Назад

 

адрес документа: http://www.pristavtmn.ru/index.php?module_name=left_menu&action=show_link&id=42&print

 

2006 © Управление Федеральной службы по Тюменской области
Создание и поддержка сайта: «Web!Движение»