Заголовок сайта
Заголовок сайта

Нормативно-правовые документы

Федеральный закон от 21 июля 1997 г. N 118-ФЗ "О судебных ах"
(с изменениями от 7 ноября 2000 г., 29 июня, 22 августа 2004 г.)


Принят Государственной Думой 4 июня 1997 года

Одобрен Советом Федерации 3 июля 1997 года

 

Глава I. Общие положения (ст.ст.  1 -  6)

Глава II. Полномочия  по  организации  деятельности службы (ст.ст.  7 - 10)

Глава III. Обязанности и права (ст.ст. 11 - 19)

Глава IV. Гарантии правовой и социальной защиты (ст.ст. 20 - 21)

Глава V. Финансирование и материально-техническое обеспечение службы (ст.ст. 22 - 23)

Глава VI. Заключительные положения (ст.ст. 24 - 25)

 

 

Глава I. Общие положения

Статья 1. Задачи

На возлагаются задачи по обеспечению установленного порядка деятельности Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, судов общей юрисдикции и арбитражных судов (далее - суды), а также по исполнению судебных актов и актов других органов, предусмотренных федеральным законом об исполнительном производстве.

 

Статья 2. Правовая основа деятельности

В своей деятельности руководствуются Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, федеральным законом об исполнительном производстве и иными федеральными законами, а также принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, Министерства юстиции Российской Федерации.

 

Статья 3. Требования, предъявляемые к лицу, назначаемому на должность

1. может быть гражданин Российской Федерации, достигший двадцатилетнего возраста, имеющий среднее (полное) общее или среднее профессиональное образование (для старшего - высшее юридическое образование), способный по своим деловым и личным качествам, а также по состоянию здоровья исполнять возложенные на него обязанности.

2. является должностным лицом, состоящим на государственной службе. При вступлении в должность приносит присягу следующего содержания: "Клянусь при осуществлении своих полномочий соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы Российской Федерации, честно и добросовестно исполнять обязанности ".

3. На должность не может быть назначен гражданин, имеющий судимость.

 

Статья 4.

1. В зависимости от исполняемых обязанностей подразделяются на , обеспечивающих установленный порядок деятельности судов (далее - по обеспечению установленного порядка деятельности судов), и -исполнителей, исполняющих судебные акты и акты других органов (далее - -исполнитель). Полномочия и требования, предусмотренные настоящим Федеральным законом, в равной мере распространяются на по обеспечению установленного порядка деятельности судов и -исполнителей (далее - ).

2. в соответствии с характером осуществляемых ими функций проходят профессиональную подготовку. по обеспечению установленного порядка деятельности судов после прохождения необходимой специальной подготовки имеют право на хранение и ношение огнестрельного оружия и специальных средств.

3. при исполнении служебных обязанностей носят форменную одежду, имеют знаки различия и эмблему, образцы которых утверждаются Правительством Российской Федерации.

4. присваиваются классные чины.

5. выдаются служебные удостоверения единого образца, утверждаемого министром юстиции Российской Федерации.

6. подлежат обязательной государственной дактилоскопической регистрации в соответствии с законодательством Российской Федерации.

 

Статья 5. Организация деятельности службы

1. Положение о Федеральной службе , ее структура и штатная численность утверждаются Президентом Российской Федерации.

2. Организация деятельности службы в Конституционном Суде Российской Федерации, Верховном Суде Российской Федерации и Высшем Арбитражном Суде Российской Федерации определяется настоящим Федеральным законом и федеральными конституционными законами об этих судах.

 

Статья 6. Порядок назначения на должность и освобождения от должности

1. Руководитель федерального органа исполнительной власти по обеспечению установленного порядка деятельности судов и исполнению судебных актов и актов других органов (главный Российской Федерации) назначается на должность и освобождается от должности Президентом Российской Федерации.

2. Порядок назначения на должность и освобождения от должности определяется Президентом Российской Федерации.

 

 

Глава II. Полномочия по организации деятельности службы

Статья 7. Полномочия Министерства юстиции Российской Федерации по организации деятельности службы

1. Министерство юстиции Российской Федерации осуществляет координацию и контроль деятельности находящейся в его ведении Федеральной службы , а также функции по принятию нормативных правовых актов, относящихся к сфере деятельности этой службы.

2. Утратил силу.

 

Статья 8. Полномочия главного Российской Федерации

Главный Российской Федерации:

осуществляет руководство деятельностью службы ;

в пределах установленной компетенции издает приказы, указания и распоряжения по вопросам организации деятельности Федеральной службы , обязательные для исполнения всеми сотрудниками этой службы;

в пределах выделенной штатной численности и фонда оплаты труда устанавливает штаты и структуру службы ;

осуществляет финансовое и материально-техническое обеспечение службы ;

рассматривает жалобы на действия в порядке подчиненности;

несет предусмотренную законодательством Российской Федерации ответственность за выполнение задач, возложенных на службу .

 

Статья 9. Полномочия главного субъекта Российской Федерации

1. Главный субъекта Российской Федерации:

осуществляет руководство соответствующей службой ;

образует подразделения , координирует и контролирует их деятельность;

назначает на должность и освобождает от должности , организует их профессиональную и специальную подготовку и проводит их аттестацию;

перемещает в случае необходимости из одних подразделений в другие в соответствии с законодательством Российской Федерации о труде и законодательством Российской Федерации о государственной службе;

в пределах выделенной штатной численности и фонда оплаты труда устанавливает штаты и структуру подразделений ;

поощряет за успехи в работе и налагает на них взыскания за нарушения трудовой дисциплины;

осуществляет финансовое и материально-техническое обеспечение ;

организует исполнение нормативных правовых актов Министерства юстиции Российской Федерации, а также приказов, указаний и распоряжений главного Российской Федерации;

рассматривает жалобы на действия в порядке подчиненности;

несет предусмотренную законодательством Российской Федерации ответственность за выполнение задач, возложенных на соответствующую службу .

2. Утратил силу с 1 января 2005 г.

 

Статья 10. Полномочия старшего

1. Старшие возглавляют подразделения .

2. Старший :

организует и контролирует работу возглавляемого им подразделения и несет предусмотренную законодательством Российской Федерации ответственность за выполнение задач, возложенных на ;

обеспечивает правильное и своевременное выполнение распоряжений председателя суда, а также судьи или председательствующего в судебном заседании;

координирует действия по обеспечению установленного порядка деятельности судов и специализированных подразделений органов внутренних дел по обеспечению безопасности судей, заседателей, участников судебного процесса, свидетелей, -исполнителей;

является распорядителем депозитного счета подразделения ;

осуществляет специальные полномочия, предусмотренные законодательством Российской Федерации об исполнительном производстве.

 

Глава III. Обязанности и права

Статья 11. Обязанности и права по обеспечению установленного порядка деятельности судов

1. по обеспечению установленного порядка деятельности судов:

обеспечивает в судах безопасность судей, заседателей, участников судебного процесса и свидетелей;

выполняет распоряжения председателя суда, а также судьи или председательствующего в судебном заседании, связанные с соблюдением порядка в суде;

исполняет решения суда и судьи о применении к подсудимому и другим гражданам предусмотренных законом мер процессуального принуждения;

обеспечивает охрану зданий судов, совещательных комнат и судебных помещений в рабочее время;

проверяет подготовку судебных помещений к заседанию, обеспечивает по поручению судьи доставку к месту проведения судебного процесса уголовного дела и вещественных доказательств и их сохранность;

поддерживает общественный порядок в судебных помещениях;

взаимодействует с военнослужащими воинской части (подразделения) по конвоированию лиц, содержащихся под стражей, по вопросам их охраны и безопасности;

предупреждает и пресекает преступления и правонарушения, выявляет нарушителей, а в случае необходимости задерживает их с последующей передачей органам милиции;

осуществляет привод лиц, уклоняющихся от явки в суд или к -исполнителю;

участвует по указанию старшего в совершении исполнительных действий;

проходит специальную подготовку, а также периодическую проверку на пригодность к действиям в условиях, связанных с применением физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия.

2. по обеспечению установленного порядка деятельности судов при исполнении служебных обязанностей имеет право:

обращаться за помощью к сотрудникам милиции, органов безопасности, военнослужащим внутренних войск;

применять физическую силу, специальные средства и огнестрельное оружие в случаях и порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом.

 

Статья 12. Обязанности и права -исполнителей

1. В процессе принудительного исполнения судебных актов и актов других органов, предусмотренных федеральным законом об исполнительном производстве, -исполнитель:

принимает меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов;

предоставляет сторонам исполнительного производства (далее - стороны) или их представителям возможность знакомиться с материалами исполнительного производства, делать из них выписки, снимать с них копии;

рассматривает заявления сторон по поводу исполнительного производства и их ходатайства, выносит соответствующие постановления, разъясняя сроки и порядок их обжалования;

обязан взять самоотвод, если он заинтересован в ходе исполнительного производства либо имеются иные обстоятельства, вызывающие сомнения в его беспристрастности.

 

2. -исполнитель имеет право:

получать при совершении исполнительных действий необходимую информацию, объяснения и справки;

проводить у работодателей проверку исполнения исполнительных документов на работающих у них должников и ведения финансовой документации по исполнению указанных документов;

давать гражданам и организациям, участвующим в исполнительном производстве, поручения по вопросам совершения конкретных исполнительных действий;

входить в помещения и хранилища, занимаемые должниками или принадлежащие им, производить осмотры указанных помещений и хранилищ, при необходимости вскрывать их, а также на основании определения соответствующего суда совершать указанные действия в отношении помещений и хранилищ, занимаемых другими лицами или принадлежащих им;

арестовывать, изымать, передавать на хранение и реализовывать арестованное имущество, за исключением имущества, изъятого из оборота в соответствии с законом;

налагать арест на денежные средства и иные ценности должника, находящиеся на счетах, во вкладах или на хранении в банках и иных кредитных организациях, в размере, указанном в исполнительном документе;

использовать нежилые помещения при согласии собственника для временного хранения изъятого имущества, возлагать на соответствующих лиц обязанность по его хранению, использовать транспорт взыскателя или должника для перевозки имущества с отнесением расходов за счет должника;

в случае неясности требований, содержащихся в исполнительном документе, на основании которого совершаются исполнительные действия, просить суд или другой орган, выдавший исполнительный документ, о разъяснении порядка его исполнения;

объявлять розыск должника, его имущества или розыск ребенка;

вызывать граждан и должностных лиц по исполнительным документам, находящимся в производстве;

совершать иные действия, предусмотренные федеральным законом об исполнительном производстве.

 

Статья 13. Соблюдение прав и законных интересов граждан и организаций

обязан использовать предоставленные ему права в соответствии с законом и не допускать в своей деятельности ущемления прав и законных интересов граждан и организаций.

 

Статья 14. Обязательность требований

1. Требования обязательны для всех органов, организаций, должностных лиц и граждан на территории Российской Федерации.

2. Информация, документы и их копии, необходимые для осуществления своих функций, предоставляются по их требованию безвозмездно и в установленный ими срок.

3. Невыполнение требований и действия, препятствующие исполнению возложенных на него обязанностей, влекут ответственность в порядке, установленном законом.

 

Статья 15. Условия и пределы применения физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия

1. по обеспечению установленного порядка деятельности судов имеют право в случаях и порядке, которые предусмотрены статьями 15 - 18 настоящего Федерального закона, применять физическую силу, специальные средства и огнестрельное оружие, если иные меры не обеспечили исполнения возложенных на них обязанностей.

2. При применении физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия по обеспечению установленного порядка деятельности судов обязан:

предупредить о намерении применить их, предоставив при этом лицам, в отношении которых предполагается применить физическую силу, специальные средства и огнестрельное оружие, достаточно времени для выполнения своих требований, за исключением тех случаев, когда промедление создает непосредственную опасность жизни и здоровью либо других граждан, может повлечь иные тяжкие последствия или когда в создавшейся обстановке такое предупреждение является невозможным;

применять указанные силу, средства и оружие соразмерно с характером и степенью опасности правонарушения, силой оказываемого противодействия, стремясь к тому, чтобы любой причиненный при этом ущерб был минимальным;

обеспечить оказание доврачебной помощи лицам, получившим телесные повреждения, и уведомить об этом в возможно короткий срок их родственников.

3. О всех случаях применения физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия по обеспечению установленного порядка деятельности судов в течение 24 часов с момента их применения в письменной форме сообщает старшему и председателю соответствующего суда, а в случае причинения смерти или ранения, кроме того, уведомляет прокурора.

4. Применение физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия не должно создавать угрозу жизни и здоровью присутствующих в суде лиц. Превышение полномочий при применении указанных силы, средств и оружия влечет ответственность, установленную законом.

 

Статья 16. Применение физической силы

по обеспечению установленного порядка деятельности судов могут применять физическую силу, в том числе боевые приемы борьбы, для пресечения преступлений и административных правонарушений, задержания лиц, их совершивших, либо задержания лиц в соответствии с судебным актом или преодоления противодействия законным требованиям .

 

Статья 17. Применение специальных средств

1. по обеспечению установленного порядка деятельности судов могут применять специальные средства, имеющиеся на их вооружении, для:

отражения нападения на судей, заседателей, участников судебного процесса и свидетелей, а также граждан, находящихся в судебных помещениях;

пресечения сопротивления, оказываемого , или нападения на него в связи с исполнением им своих служебных обязанностей;

задержания лица, совершающего преступление против жизни, здоровья или собственности;

доставления в милицию задержанных лиц, когда они своим поведением дают основание полагать, что могут совершить побег или причинить вред окружающим;

исполнения принудительного привода в суд или к -исполнителю лиц, которые уклоняются от выполнения законных требований по явке в суд или к -исполнителю.

2. Запрещается применять специальные средства в отношении лиц, совершивших незаконные действия ненасильственного характера, а также женщин с видимыми признаками беременности, лиц с явными признаками инвалидности и несовершеннолетних, когда их возраст очевиден или известен , - за исключением случаев оказания ими вооруженного сопротивления, совершения нападения, угрожающего жизни и здоровью граждан.

 

Статья 18. Применение огнестрельного оружия

1. по обеспечению установленного порядка деятельности судов могут применять огнестрельное оружие для:

отражения нападения на судей, заседателей, участников судебного процесса и свидетелей, а также на граждан и , - когда их жизнь и здоровье подвергаются опасности;

пресечения попытки завладения оружием или специальными средствами;

отражения группового или вооруженного нападения на суд и судебные помещения;

пресечения побега из-под стражи, а также пресечения попыток насильственного освобождения лиц, содержащихся под стражей.

2. До применения огнестрельного оружия на поражение оно может быть использовано для предупредительного выстрела.

3. Запрещается применять огнестрельное оружие в отношении женщин, лиц с явными признаками инвалидности и несовершеннолетних, когда их возраст очевиден или известен , за исключением случаев оказания ими вооруженного сопротивления, совершения группового или вооруженного нападения, угрожающего жизни граждан.

4. Порядок обеспечения , указанных в пункте 1 настоящей статьи, огнестрельным оружием, перечень видов огнестрельного оружия, боеприпасов к нему и специальных средств, состоящих на вооружении , определяются Правительством Российской Федерации.

 

Статья 19. Ответственность , надзор и контроль за их деятельностью

1. Действия могут быть обжалованы вышестоящему должностному лицу или в суд. Обращение с жалобой к вышестоящему должностному лицу не является препятствием для обращения в суд.

2. несет ответственность за проступки и правонарушения в соответствии с законодательством Российской Федерации.

3. Ущерб, причиненный гражданам и организациям, подлежит возмещению в порядке, предусмотренном гражданским законодательством Российской Федерации.

4. Надзор за исполнением законов при осуществлении своих функций в соответствии с Федеральным законом "О прокуратуре Российской Федерации" осуществляют Генеральный прокурор Российской Федерации и подчиненные ему прокуроры.

 

Глава IV. Гарантии правовой и социальной защиты

Статья 20. Страховые гарантии и право на возмещение ущерба

1. Жизнь и здоровье подлежат обязательному государственному страхованию за счет средств федерального бюджета на сумму, равную 180-кратному размеру среднемесячной заработной платы .

2. Органы государственного страхования выплачивают страховые суммы в случаях:

гибели (смерти) в период службы либо после увольнения, если она наступила вследствие причинения телесных повреждений или иного вреда здоровью в связи с его служебной деятельностью, - семье погибшего (умершего) и его иждивенцам в размере, равном 180-кратному размеру среднемесячной заработной платы ;

причинения в связи с его служебной деятельностью телесных повреждений или иного вреда здоровью, исключающих дальнейшую возможность заниматься профессиональной деятельностью, - в размере, равном 36-кратному размеру среднемесячной заработной платы ;

причинения в связи с его служебной деятельностью телесных повреждений или иного вреда здоровью, не повлекших стойкой утраты трудоспособности, не повлиявших на возможность заниматься в дальнейшем профессиональной деятельностью, - в размере, равном 12-кратному размеру среднемесячной заработной платы .

3. В случае причинения в связи с его профессиональной деятельностью телесных повреждений или иного вреда здоровью, исключающих дальнейшую возможность заниматься профессиональной деятельностью, ему ежемесячно выплачивается компенсация в виде разницы между его среднемесячной заработной платой и назначенной ему в связи с этим пенсией без учета суммы выплат, полученных по государственному страхованию.

4. В случае гибели (смерти) в период службы либо после увольнения, если она наступила вследствие причинения телесных повреждений или иного вреда его здоровью в связи с его служебной деятельностью, нетрудоспособным членам его семьи, находившимся на его иждивении, ежемесячно выплачивается компенсация в виде разницы между приходившейся на их долю частью заработной платы погибшего (умершего) и назначенной им пенсией по случаю потери кормильца без учета суммы выплат, полученных по государственному страхованию. Для определения указанной части заработной платы среднемесячная заработная плата погибшего (умершего) делится на число членов семьи, находившихся на его иждивении, в том числе трудоспособных.

5. Ущерб, причиненный уничтожением или повреждением имущества, принадлежащего или членам его семьи, в связи с его служебной деятельностью, подлежит возмещению ему или членам его семьи в полном объеме, включая упущенную выгоду, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

6. Выплаты по возмещению ущерба, предусмотренные пунктами 3 - 5 настоящей статьи, производятся за счет средств федерального бюджета.

7. Основанием для отказа в выплате страховых сумм и компенсаций в случаях, предусмотренных настоящей статьей, являются только приговор или постановление суда в отношении лица, признанного виновным в гибели (смерти) или причинении ему телесных повреждений либо уничтожении или повреждении принадлежащего ему имущества, которыми установлено, что эти события не связаны со служебной деятельностью .

 

Статья 21. Материальное обеспечение и иные меры социальной защиты

1. Утратил силу с 1 января 2005 г.

2. в служебных целях обеспечиваются проездными документами на все виды общественного транспорта городского, пригородного и местного сообщения (за исключением такси), приобретаемыми службами у соответствующих транспортных организаций в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

3. -исполнителям, использующим личный транспорт в служебных целях, выплачивается денежная компенсация в размерах, установленных законодательством Российской Федерации.

4. , направленный в служебную командировку, пользуется правом приобретения вне очереди проездных документов на все виды транспорта и размещения в гостинице по служебному командировочному удостоверению.

5. Утратил силу с 1 января 2005 г.

6. Утратил силу с 1 января 2005 г.

 

 

Глава V. Финансирование и материально-техническое обеспечение службы

Статья 22. Финансовое обеспечение деятельности службы

Финансовое обеспечение деятельности службы в соответствии с настоящим Федеральным законом является расходным обязательством Российской Федерации.

 

Статья 23. Материально-техническое обеспечение службы

1. Утратил силу с 1 января 2005 г.

2. Порядок и нормы материально-технического обеспечения службы определяются Правительством Российской Федерации.

3. Утратил силу с 1 января 2005 г.

 

Глава VI. Заключительные положения

Статья 24. Вступление в силу настоящего Федерального закона

Настоящий Федеральный закон вступает в силу через три месяца со дня его официального опубликования.

 

Статья 25. Переходные положения

1. Предложить Президенту Российской Федерации и поручить Правительству Российской Федерации, органам государственной власти субъектов Российской Федерации привести свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим Федеральным законом в течение двух месяцев со дня его официального опубликования.

2. Поручить Правительству Российской Федерации в течение двух месяцев со дня официального опубликования настоящего Федерального закона:

подготовить и внести предложения о внесении изменений и дополнений в законодательные акты Российской Федерации в связи с его принятием;

принять нормативные правовые акты, обеспечивающие реализацию его положений;

предусмотреть увеличение штатной численности и фонда заработной платы Министерства юстиции Российской Федерации, необходимых для создания служб , имея в виду завершить создание указанных служб к 1 января 2000 года в сроки, установленные пунктом 3 настоящей статьи.

3. Министерству юстиции Российской Федерации в течение 1997-1999 годов создать службу , обеспечив начало функционирования:

с 1 января 1998 года - департамента Министерства юстиции Российской Федерации, служб органов юстиции субъектов Российской Федерации, а также подразделений в составе -исполнителей из действующих судебных исполнителей, прошедших аттестацию на право занятия должности -исполнителя;

с 1 января 1999 года - подразделений в полном составе.

 

 

 

Президент Российской Федерации           Б.Ельцин

 

Москва, Кремль

21 июля 1997 года

N 118-ФЗ



Назад

 

адрес документа: http://www.pristavtmn.ru/index.php?module_name=left_menu&action=show_link&id=17&print

 

2006 © Управление Федеральной службы по Тюменской области
Создание и поддержка сайта: «Web!Движение»